Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
«Мы тут фасадами занимаемся, а внутри все вот-вот рухнет!»
24 декабря 2020
2 098
Обсудить
«Мы тут фасадами занимаемся, а внутри все вот-вот рухнет!»
Прогулка c организатором «Том Сойер Феста» Любовью Дегтевой по историческим объектам Екатеринбурга, спасенным волонтерами

Архитектор Любовь Дегтева в 2018-м году привезла из Самары в Екатеринбург фестиваль «Том Сойер Фест», во время которого горожане восстанавливают исторические здания. Любовь вместе с волонтерами сами ищут деньги на реставрацию и выполняют работы — все ради того, чтобы спасти ветхие дома, на которые ни у кого не находится времени. Любовь показала нам обновленные объекты на Вайнера, 68 и Чернышевского, 6 и рассказала, как нужно изменить законодательство, чтобы избавить город от хаотичной застройки.

Поехать в Самару за пирожками, уехать со смыслами

Последние 5 лет я работаю архитектором в Проектном Бюро «R1». В 2018-м году у меня случился кризис — устала сидеть в офисе и потеряла смысл: «Зачем я занимаюсь архитектурой?». Такой вопрос как-то задала себе. Тогда же от подруги узнала про «Том Сойер Фест». Этот фестиваль появился в Самаре в 2015-м году, с целью силами волонтеров восстанавливать и сохранять историческую среду города. В 2016-м году его организаторы получили грант и стали регулярно проводить «Школу Том Сойер Феста», чтобы кто угодно мог познакомиться с идеей фестиваля и опытом реставрации ветхих зданий. Моя подруга и коллега-архитектор Оксана Котельникова предложила поехать на одну из таких школ — я подумала: «Отлично, переключусь, погуляю и поем бесплатных пирожков от организаторов школы».

В итоге там мы поразились тому, как просто можно влиять на город, в котором живешь, и делать его лучше. Увидели горящие глаза координаторов фестиваля в Самаре и вдохновились повторить то же самое в Екатеринбурге. Вернувшись оттуда, в свободное от работы время мы с Оксаной занимались подготовкой первого фестиваля в Екатеринбурге. Сначала наша команда состояла только из нас двоих. По ходу подключились мои друзья, знакомые и просто люди, узнавшие о фестивале из новостей.

Устала сидеть в офисе и потеряла смысл: «Зачем я занимаюсь архитектурой?». Такой вопрос как-то задала себе

Сначала мы решили постепенно восстановить старинные здания в Купецкой Слободе — историческом районе в центре Екатеринбурга, который охватывает улицы Вайнера, Чернышевского и Добролюбова. Место начало развиваться практически одновременно с основанием города, в XVIII веке и продолжило застраиваться вплоть до XIX-го. Называется оно так потому, что здесь селились и вели свои торговые дела купцы. Многие из созданных тогда зданий«дожили» до нашего времени — наиболее целостно сохранилась среда XIX века. 

«Теперь здесь ресторан — как раз на месте нашей подсобки»

У «Том Сойер Феста» три критерия отбора домов для фестиваля. Во-первых, это точно не объект культурного наследия (ОКН), потому что по действующему законодательству волонтеры не имеют право работать на ОКН. Этим занимаются организации с лицензией, которая и дает право работать на таких объектах. Но при этом каждый шаг согласовывается с охранным органом. Второй критерий появился после не очень удачного опыта в первом сезоне фестиваля: дом должен быть с хозяином, который понимает ценность здания, хочет его сохранить и позаботится о нем после нашего ухода. И, в-третьих, объект должен быть деревянным: с деревом легко научиться работать здесь и сейчас, потому что его просто обработать по сравнению с камнем и возможно тут же увидеть результат. После долгих поисков, писем собственникам разных домов и согласований с муниципалитетом нам разрешили взяться за дом на Вайнера, 68. Собственников в нем оказалось много, поэтому мы обсудили реставрационные работы с одним представителем ТСЖ. Хотя этому человеку было все равно, что будут делать с домом, — он нам так и сказал.

Мы с командой из реставраторов, которые нас консультируют, определили состав работ и сделали таблицу: что нужно купить из материалов, сколько все это будет стоить. В смету вошли средства индивидуальной защиты для волонтеров, ручной и электроинструмент, расходники к нему, еда на площадке, краска, кисточки, штукатурка, стекла и штапики для окон, древесина для изготовления утраченного декора. Мы написали бизнесу: «Давайте дружить, будем вместе восстанавливать дом». Откликнулись Tikkurila, МТС, «Додо Пицца» и другие. В результате бюджет первого сезона фестиваля в 2018-м году для Вайнера, 68 составил 290 000 рублей, 35 000 из которых были собраны лично организаторами-волонтерами.

В этом же доме нам выделили подсобку, где протекала канализация, и балка не сегодня-завтра могла рухнуть нам на голову

Приступили к восстановлению фасада дома на Вайнера, 68 в июле. На открытие пришло человек 100, у нас даже здания не хватало на всех, а вот в течение всех последующих дней трудились около 10 человек. Когда волонтер приходит на объект, ему не нужно ничего уметь — он здесь, чтобы общаться с людьми и учиться чему-то новому. Прямо на площадке я и другие координаторы, которые переняли опыт реставраторов конкретно на этом объекте, учим и показываем, как выполнять каждый этап реставрации. Но с первым нашим домом оказалось непросто. Работа оказалась сложной: обрабатывать материал — кирпич — оказалось нелегко, плюс еще не было опыта работы на объектах. В итоге проект затянулся на полгода, заканчивали его уже зимой. Мы вернули фасаду исторический облик: первый этаж, освободив от краски, оставили в отделке из кирпича — не оштукатуривая и не окрашивая. Также восстановили утраченные элементы деревянного декора на втором этаже и застеклили окна.

В этом же доме нам выделили подсобку, где протекала канализация, и балка не сегодня-завтра могла рухнуть нам на голову. Тогда я подумала: «Мы тут фасадами занимаемся, а внутри скоро все вот-вот рухнет!». Пошли разбираться в администрацию и вместе стали просить собственника помещения сделать ремонт. Он внезапно обнаружил, что у него красивый исторический дом в центре города, так что на свои деньги отремонтировал всю внутрянку: заменил часть кровли, отремонтировал лестницу, балки, окна пластиковые поставил. По поводу последнего немного жаль, ведь раньше стояли окна XIX века с латунной фурнитурой, и мы их реставрировали в рамках фестиваля. После фестиваля собственник продолжил заботиться о доме. Теперь здесь ресторан — как раз на месте нашей подсобки.

«Ценность дома оттого, что его не охраняет государство, не становится меньше»

Второй сезон «Том Сойер Феста» прошел в 2019-м году и был посвящен зданию на Чернышевского, 6. Этот дом на две семьи в XIX веке построил псаломщик (служитель православного храма — Ред.) Николай Топорков. Нынешние собственники даже застали в живых его сына: в 80-е он продал дом и, по воспоминаниям собственников здания,  все деньги пожертвовал церкви. 

До «Том Сойер Феста» здание выглядело совсем ветхим. Мы полностью очистили все фасады от старой краски, загрунтовали и заново покрасили. Еще восстановили утраченную секцию исторического забора, который является частью фасадного решения и выходит на улицу Чернышевского.

Итоговый бюджет второго сезона — 700 000 рублей, и это также деньги жителей города и местного бизнеса

Этот дом уникален в том, что в нем сохранились многие элементы деревянного зодчества. На наличниках (рама вокруг окна Ред.) изображены небесный, земной и подземный миры. Это история про плодородие: сверху — солнце, снизу — стога сена, сбоку есть растительный орнамент. Часть элементов мы восстановили по фотографиям Екатеринбурга 30-х годов, где был изображен наш дом с еще сохранившимися элементами на фасаде.

Главным для нас стала замена кровли — ее не обновляли больше 100 лет, поэтому материал крошился в руках. Стало ясно, если просто покрасим дом, он продолжит мокнуть изнутри и сгниет. Поэтому мы проконсультировались с реставраторами из фирмы «Рестострой». Они посоветовали кровельщиков, которые работали со многими объектами культурного наследия в Екатеринбурге. Хоть это здание к ним не относится, мы воспринимаем его именно так — ценность дома оттого, что оно не охраняется государством, не уменьшается. Специалисты сказали, что здесь потребуется самая дорогая кровля — из фальцевого железа, потому что именно такую делали в XIX веке. Счет за ее замену и замену водосточных труб составил 420 000 рублей. И нам удалось почти за месяц собрать всю сумму: часть внесли партнеры фестиваля, остальные деньги — народные. Итоговый бюджет второго сезона — 700 000 рублей, и это также деньги жителей города и местного бизнеса.

За время фестиваля мы видели, как у жильцов менялось отношение к месту, где они живут. С нашим приходом один из собственников, дядя Коля, сказал: «Сейчас тут дом такой чудесный будет, а у меня пристрой некрасивый, надо что-то с ним сделать». И давай тоже вечером выходить после работы на улицу и мастерить пристрой. Вот почему это фестиваль не про дома, а про людей.

Эпоха возрождения: как фестиваль меняет законодательство

Напротив объекта на Чернышевского, 6, который мы отреставрировали, есть еще один под номером 9 — старинный особняк, который также рассматривали для «Том Сойер Феста», но не вышло. Это объект культурного наследия, и нам реставраторы объяснили, что действующее законодательство запрещает работать на таких объектах, если нет специальной лицензии, а получить ее можно только компании с квалифицированным персоналом — у нас же большинство людей без специальных навыков. Однако прецедент «Том Сойер Фестов» по всей России позволил разработать поправки к федеральному закону, и теперь в нашей стране волонтеры все же имеют право осуществлять деятельность на объектах культурного наследия, но их режим и правила работы должны разрабатываться на местах — в муниципалитетах. В нашем муниципалитете охранный орган не готов дать такое разрешение. Плюс этот дом каменный и с лепниной — нельзя просто прийти и научиться работать с этим материалом.

Теперь в нашей стране волонтеры все же имеют право осуществлять деятельность на объектах культурного наследия

У дома на Чернышевского, 9 только начинается вторая жизнь. Несколько лет назад его признали ветхим, поэтому жильцам предложили расселиться. Все разъехались, но одна семейная пара решила остаться. Светлана и Андрей хотят сделать из этого особняка музей или хостел. Хотелось бы, чтобы «Том Сойер Фест» принял участие в восстановлении, как только там начнутся какие-то подвижки. Чтобы вывести здание из состояния ветхого, должна собраться комиссия, инициированная районной администрацией. Но сначала нужен какой-нибудь интересант: например, юрлицо, пожелавшее снять это здание в аренду, или застройщик, который выкупит здесь землю и решит построить на месте старого дома новую высотку. Тогда комиссия примет решение, после чего оно отправится в другую комиссию — городскую. И только после ее одобрения дом могут вывести из статуса «ветхого», как нам объяснили в администрации района.

У этого здания есть кирпичный флигель, находящийся прямо за особняком. Он уже не является объектом культурного наследия, и его тоже расселили. Сейчас мы ведем диалог с администрацией, чтобы «Том Сойер Фест» мог восстановить хотя бы его. После расселения последним в нем остался жить дядя Саша — он работал неподалеку охранником, и мы с ним познакомились во время реставрации дома на Чернышевского, 6. Он даже эклеры нам носил. Дядя Саша до последнего оставался жить здесь, потому что ему очень нравилось это место: в молодости он работал где-то поблизости, однажды курил в форточку и увидел красивую девушку, проследил за ней — оказалось, она живет в этом доме. Познакомился, и в итоге они поженились, появились дети. Это стало главной историей его жизни — любовь, связанная с этим домом. Не знаю, что случилось с дядей Сашей, но сейчас он тоже тут не живет: видно по входной двери, которую замело сугробом.

Сокровища старых домов: фотоархив, кирпич и гвозди

Екатеринбург — мой неродной город, я приехала из Перми, поэтому есть подсознательная тоска по корням, вот я и цепляюсь за истории домов и людей. Когда собственник одного из зданий приводил свою новую квартиру в порядок, сказал: «Там столько вещей от прежних хозяев осталось — а ты так любишь старину, я дам тебе ключи, забирай, что захочешь». Там были на выброс вещи, упакованные в мусорные мешки, а в них фотографии XIX — начала XX века, на них — Свердловск и Нижний Уфалей (поселок в Челябинской области  Ред.). Теперь у меня дома лежит фотоархив какого-то чужого дяди, а я страдаю от незакрытого гештальта, ведь могла бы разыскать его детей и внуков и отдать им снимки.

За последние 150 лет Екатеринбург утратил около 3000 зданий XVIII и XIX века и лишь 300 сохранил

У «Том Сойер Феста» есть своя коробка сокровищ, куда мы складываем все найденные нами интересные раритеты. На Вайнера, 69, например, «попался» старинный кирпич с клеймом. Обычно, когда закладывают фундамент, делают продух — такие «дырочки» в нем, чтобы воздух циркулировал. Вот в этот продух кто-то и положил кирпич с клеймом «Завода Густомъсова» XIX века. Подкову нам кто-то принес: у нас как раз чайник не закрывался, и мы ее на крышку клали. Очень много гвоздей XIX века с Чернышевского, 6 забрали, когда кровлю меняли.

«Нас ждет суперплотный город, который не учитывает историческую среду»

За последние 150 лет Екатеринбург утратил около 3000 зданий XVIII и XIX века и лишь 300 сохранил. Современное его развитие выглядит очень хаотичным: во многом дело заключается в одном документе под названием «Правила землепользования и застройки» — ПЗЗ, если коротко. Этот регламент составлен очень крупными мазками, и в целом действующие ПЗЗ предусматривают тип зданий, их максимальную высоту и плотность. Проблема в том, что одни и те же максимальные показатели могут быть как для квартала с широченными улицами и застройкой из 90-х и 00-х так и для узких улочек с особняками 19 века, а внешний вид строений, по сути, никак не контролируется. Вот почему часто застройщик ставит рядом с историческим домом уродливую высотку. В итоге, хотя формально памятники и не уничтожаются, это портит общее впечатление от всей улицы или даже квартала.

В 2020-м году я прошла программу обучения «Архитекторы.рф» от института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», где изучила проблему сохранения исторического наследия в районе Купецкой Слободы в Екатеринбурге. Там пришла к выводу, что нашему городу нужен новый регламент, который определит, что и как сохранять, где можно строить, как должны выглядеть кварталы, здания и общественные пространства, как подключить бизнес к реставрации зданий, в которых он «живет». Сейчас прототип такого документ есть — это «Стандарт комплексного развития территорий» в 10 книгах, разработанный «Стрелкой» совместно с Минстроем и Дом.Рф. Это понятный инструмент для городских властей, девелоперов, градостроителей и архитекторов, который поможет развивать комфортные общественные пространства. Документ охватывает разные сферы развития городских территорий: формирование новой застройки на свободных участках, преобразование территорий сложившейся застройки, благоустройство открытых городских пространств. Он в деталях описывает, как будут развиваться города, какими комфортными могут быть наши подъезды и какие планировки застройщикам стоит делать в квартирах.

Екатеринбургу нужен новый регламент, который определит, что и как сохранять, где можно строить, как должны выглядеть кварталы, здания и общественные пространства

Когда мы говорим о сохранении исторических объектов, особенно важна вторая книга про развитие уже застроенных территорий. Там есть глава про объемно-пространственный регламент — это такой инструмент «Правила землепользования и застройки здорового человека». Он носит рекомендательный характер и рассказывает, как разделить город на типы застройки, какие сценарии развития возможны для каждого района. В этом документе очень много параметров — от размеров кварталов до типа козырька и цвета штукатурки. Сегодня застройщики работают примерно по 10 показателям, для сравнения, в европейских странах их около 200.

В моей идеальной вселенной каждый житель города такой: «Да! Мы хотим регламент! Когда у нас уже будет регламент?!»

Чтобы и человеку, и историческим зданиям в городе было хорошо, нужны другие стандарты развития города и воля городской власти, чтобы «Стандарт комплексного развития территорий» вступил в силу. Еще важно наладить диалог с бизнесом, рассказывать, как эта идея может помочь предпринимателям. В моей идеальной вселенной каждый житель города такой: «Да! Мы хотим регламент! Когда у нас уже будет регламент?!». Потому что без такого документа нас ждет суперплотный город, который не учитывает историческую среду. 

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Екатерина КиселеваОля Ясева
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Срок владения для квартир, купленных по ДДУ
Добрый день! В дду Застройщик прописал следующее: 1. Стоимость квартиры (которая была оплачена сразу) 2. Сумма доп взносов (остекление балкона и стяжка полов). Объект долгострой, и платеж за остекление внесён сразу не был (только в 2024 году, когда объект достраивался ). В НК описано, что срок владения отсчитыается с момента полной оплате жилого помещение, но что делать с этими взносами ? Входят ли они в оплату помещения?
727
46
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости