На рынке частного домостроения РФ резко вырос уровень потребительского экстремизма — когда покупатели пользуются нормами законодательства о правах потребителей в корыстных целях. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на руководителя Федерации ИЖС Рамиля Усманова.
«Катастрофически растёт в промышленных масштабах так называемый потребительский экстремизм. Клиенты переходят уже все границы, начинают шантажировать и вымогать деньги у строительных компаний», — сказал Рамиль Усманов.
По его словам, сегодня юридические компании учат клиентов, как после заключения договора подряда они могут вернуть 100% или даже 200% стоимости дома. Как отметил спикер, в Москве и Подмосковье каждая третья сделка сопровождается возможностью подобного вмешательства.
Руководитель и основатель строительной компании «АПС ДСК» Александр Кальсин в разговоре с корреспондентом Циан.Журнала подтвердил, что проблема есть и «она глобальная».
«Прежде всего, это связано с тем, что сегмент строительства многоквартирных домов регулируется своим специфичным законодательством, а рынок ИЖС регулируется законом о защите прав потребителя. Это выливается в то, что при любом мелком нарушении — например, подрядчик недовыполнил 0,5% работ — организация должна платить 3% в день от всей стоимости строительства», — пояснил девелопер.
Специалист подчеркнул, что строительство домов — это не покупка ноутбука или шариковой ручки: здесь стоимость чека гораздо выше.
«Из-за потребительского экстремизма с подрядчика могут взыскать в 2–3 раза больше стоимости дома. И суммы взимаются в пользу заказчиков. Хотя ещё 10 лет назад деньги взыскивались в пользу государства. И у клиентов не было финансового интереса так некрасиво поступать с подрядчиками. Одно из решений — вернуть прежний порядок, когда пенни и неустойки организации платили государству. И объём потребительского экстремизма уменьшится. Хотя самое главное решение — уравнять суммы неустоек в секторе ИЖС с сегментом МКД», — заключил Александр Кальсин.
Основатель бизнес-экосистемы Open Village Владислав Копица считает, что среди тех, кто заключает договор на возведение дома, лишь 5% сразу думают о том, что потом будут требовать что-то от строительной компании.
«95% — это клиенты, из которых потребительских экстремистов сделали сами строительные компании. Многие строительные компании не умеют работать с потребителем, не выполняют на 100% взятые на себя обязательства, нарушают сроки строительства», — заявил застройщик.
По его мнению, строительным компаниям помогут не столкнуться с потребительским экстремизмом следующие решения:
- выполнять взятые на себя обязательства,
- разговаривать с клиентом, объяснять, что, как и почему делается на строительной площадке,
- дать клиенту сервис, который снимет все волнения — камеры, личный кабинет и так далее.
Фото: freepik