Продать недострой сложно. Покупатели опасаются недостроев. Расскажу, как я готовлю недостроенные дома к продаже.
Совет № 1. Определите реальную цену продажи
Цена, в первую очередь, зависит от локации. Есть большая разница в цене между домами, которые расположены в коттеджном поселке бизнес-класса и в СНТ или просто в деревне. Чем круче локация, тем выше может быть цена.
Большая ошибка при определении цены привязываться к количеству вложенных денег и, особенно, считать вложения в долларах. Мол, я 10 лет назад вложил 200 000 долларов и хочу их вернуть. Мне чужого не надо. Я часто встречаю продавцов с такими установками.
Но давайте сравним рынок недвижимости с биржей. Человек купил акции по 10 долларов, а через год эти акции торгуются по два доллара, но он упорно пытается продать их по 10, то есть по цене затрат. Найдет ли он покупателей?
К сожалению, придется смириться с реальной рыночной ценой, зафиксировать убытки и двигаться дальше. Потому что чем дольше стоит недостроенный дом, тем больше он устаревает морально и физически.
А если еще и начнет рассыпаться, то владелец сможет рассчитывать только на стоимость участка, потому что дом уже под снос. Но и цена участка автоматически снизится. Ведь покупателю надо будет потратиться на снос развалившегося недостроенного дома.
Совет № 2. Составьте портрет покупателя
Чтобы продать недостроенный дом, надо понять, кто и почему его захочет купить. Исходя из этого и надо будет составлять объявление о продаже и показывать преимущества вашего объекта.
Как правило, покупатели интересуются недостроенными домами по трем причинам.
1. Желание сэкономить. Обычно у человека есть своя ремонтная бригада, которая сможет быстро довести недострой до ума.
2. Желание упростить свою работу. Ведь ремонт сделать проще, чем построить дом с нуля
3. Желание жить именно в этой локации. Недострой находится в хорошем месте, а других вариантов нет или они значительно дороже.
В общем поймите логику потенциальных покупателей и действуйте!
Совет № 3. Проведите коммуникации
Коммуникации важны для покупателей. Дом без коммуникаций, это садовый дом — дача, а значит, и стоить должен недорого. Коммуникации должны быть подведены или должна быть возможность подключить их без особого труда. В первую очередь, это относится к электричеству и газу, потому что установить септик и сделать скважину можно практически в любом месте.
Совет № 4. Зарегистрируйте дом
Многие продавцы не хотят регистрировать недостроенный дом, чтобы не платить налоги. Ведь помимо налога на имущество, придется уплатить еще налог с продажи, если дом будет в собственности менее 5 лет.
Но реальность такова, что подавляющее большинство покупателей приобретают недвижимость в ипотеку. И они не могут купить недострой без документов. Поэтому надо зарегистрировать дом, если вы хотите охватить 100% потенциальных покупателей. Особенно это касается домов на землях ИЖС. Если дом на такой земле построен с нарушениями, то могут отказать в регистрации. Например, не соблюдено расстояние до соседнего забора, этажность, общая высота дома или максимальная площадь. Возможный отказ при регистрации — дополнительный риск и отпугивает часть желающих. А зарегистрированный недострой убирает эти опасения.
Совет № 5. Посчитайте бюджет вложений
Посчитайте, хотя бы примерно, сколько еще нужно вложить в дом и участок. Многие покупатели будут интересоваться именно этим вопросом. Меня об этом спрашивает каждый, кто приезжает смотреть дом в бетоне.
Если у вас есть строители, которых можно рекомендовать, скажите об этом покупателю. Возможно, именно это и склонит его выбор в сторону вашего дома.
Совет № 6. Наведите марафет
Участок должен быть убран и ухожен. Уберите стройматериалы и оборудование, а если их некуда деть, то аккуратно сложите в неприметном месте. Иначе разбросанные инструменты и кирпичи вызывают ощущение захламленности и заброшенности. Разровняйте участок, посадите газон и периодически ухаживайте за ним. Это недорого, но сразу оставляет положительные впечатления при просмотре.
В идеале фасад дома должен быть закончен, чтобы покупателю осталась только внутренняя отделка.
Внутри тоже должно быть чисто. Лучше всего визуально расширить темное бетонное пространство. Даю профессиональный лайфхак — покрасьте все стены и потолок в белый цвет, например, грунтом. Это создаст ощущение чистоты и большой площади.
Приведите в порядок так называемую входную группу. Помните, что первое впечатление — самое сильное и дольше всего остается в памяти. Когда покупатель будет принимать решение, он отсеет все варианты с негативным осадком. А ваш недострой должен оставить только положительные эмоции.
Ну, а если вы вообще не хотите ничего делать, зацепите потенциального покупателя гигантским дисконтом.
Напишите в комментариях, как долго продавали или продаете недостроенный дом. А если продали, то почему купили именно у вас.